Водные виды спорта

photo © Visit Finland

Территория Финляндии на 10% покрыта водой (в стране 188 000 озер), поэтому неудивительно, что водные виды спорта и отдых на воде пользуются здесь такой популярностью. Вне материковой части Финляндии среди архипелагов разбросаны 30 000 изумительных островов, создающих в прибрежных водах рай для любителей морских и лодочных прогулок и круизов, как в вблизи от берега, так и в открытом море. Водные путешествия — отличный и очень удобный способ познакомиться с уникальной красотой Финляндии.

Морские прогулки и ходьба под парусом в Финляндии

Морские прогулки по Балтийскому морю могут стать настоящим увлекательным испытанием для мореплавателей в силу целого ряда причин. Начнем с того, что прибрежные воды пересечены архипелагами, большими и малыми островами, морскими утесами и каналами, ограниченными скалами и рифами, которые зачастую располагаются очень близко к водной поверхности. Кроме того, стоит принять во внимание фактор весьма непредсказуемого и часто довольно слабого ветра и недостаточно сильного течения. Мореплаватели, несомненно, оценят возможность отточить свои навыки в борьбе с этими факторами, но все же главной достопримечательностью Балтики останется невероятная красота этих вод, особенно в зонах Национальных парков.

В водах Финляндии находятся три Национальных Парка, самым крупным из них является Национальный парк архипелага, покрывающий территорию в 500 км2. На территории парка в 1994 году ЮНЕСКО был основан международный биосферный заповедник архипелага с целью продвижения идей устойчивого развития и реализации исследований по взаимовлиянию человека и природы. Парк также входит в состав PAN Parks network (сеть охраняемых природных зон), что служит гарантией того, что вы находитесь в одном из лучших и редчайших уголков дикой природы в Европе. PAN Park предлагает посетителям познакомиться с настоящей дикой природой, при этом обеспечивая Вас высоким качеством туристических услуг, сбалансированных с программами защиты дикой природы и устойчивого развития региона. Если Вы планируете совершить плавание по местным водам, Вам необходимо уточнить текущее расписание судов в Финском Управлении торгового флота.

Двигаясь в западном направлении по Финскому заливу, любители лодочных путешествий смогут насладиться меньшим по площади, всего 52 км2, национальным парком Экеняс (Ekenäs), который является частью восхитительного архипелага Нюланд (Nyland). В его составе представлены три из четырех зон архипелага: внутренний и внешний архипелаги и открытое море. Почти 90% площади парка состоит из воды, а суша представлена исключительно островами, такими как Альго (Älgö), Фладаландет (Fladalandet), Модермаган (Modermagan) и Юссарё (Jussarö).

Восточный залив Финского Национального парка включает в себя архипелаги, на которых расположены самые восточные прибрежные муниципалитеты. Сотни островов и островков, относящихся к парку, разбросаны на значительном расстоянии от материковой части и крупных населенных островов по морской поверхности, достигающей в ширину 60 км. Восточный залив Финского Национального парка включен в перечень наиболее важных охраняемых зон, определенных Конвенцией по защите водной среды Балтийского моря.

В западной части Финляндии находится весьма примечательный архипелаг Кваркен, образованный дикими островами, расположенными среди лабиринта скал и островков. В 2006 году он был внесен в список Мирового наследия ЮНЕСКО.

Конечно, вам совсем необязательно отправляться в морское плавание, если вы хотите насладиться лодочными прогулками по Финляндии, поскольку 10% площади страны покрыто водой. В центральной Финляндии находится разветвленная система озер Саимаа, представляющая наиболее крупную водную систему в Европе и покрывающую площадь в 4400 км2, из которых 1700 км2 — это реки и каналы. Береговая линия озер Саимаа растянулась на 15 000 км, причем 3000 км из них — это водные маршруты, проходящие через 70 портов и бухт, в которых путешественники всегда смогут найти место для лодочной стоянки. Административный центр провинции северное Саво находится в городе Куопио, расположенном на берегах другой системы озер, крупнейшим из которых является озеро Каллавеси (Kallavesi). В этом регионе разрабатываются новые водные маршруты, ведущим из которых является лодочный маршрут Тахко (Tahko) длиной в 90 км, пролегающий между Куопио и курортом Тахко.

Каноэ и каяки

Один из лучших способов насладиться уникальными пейзажами и природой Финляндии — это путешествие по богатым водным каналам страны. Тихое и спокойное передвижение по воде позволит посетителям познакомиться с удивительной фауной Финляндии, представителей которой обычно пугают и настораживают громкие звуки. В ходе водного путешествия можно будет увидеть находящихся под охраной саимских кольчатых нерп в их естественной среде обитания. И, конечно же, каноэ и каяки — это безопасные для окружающей среды и соответствующие экологическим требованиям устойчивого развития средства передвижения.

Внутренние воды — далеко не единственное место, доступное для плавания любителям каяков и каноэ, Балтийское море также может быть отличной средой для исследования, благодаря тысячам островов и островков, образующих многочисленные архипелаги, которые тянутся от финских границ с Россией по всему побережью до архипелага Кваркен в Ботническом заливе. Эти воды столь популярны в силу того, что на Балтике сильные ветра и течения являются редкостью. Тем не менее, архипелаги — это настоящий лабиринт, поэтому, отправляясь в длительные путешествия, заранее позаботьтесь о хорошей карте.

Сплавы по порогам

Несмотря на то, что Финляндия является в большей части равнинной страной, в которой практически отсутствуют сколь либо значительные горные массивы, здесь все же есть отличные возможности для рафтинга и сплавов по быстрым рекам. Это происходит благодаря тому, что в течение зимы в разных районах на земле может накапливаться метровый и более слой снега, который с приходом апреля-мая начинает таять, и талые потоки устремляются к морю. Особенно ярко эта картина выражена в северных частях страны.

Путешествовать на каноэ или каяках по рекам, наполненным быстрыми потоками талых вод, рекомендуется только в том случае, если вы является профессионалом; однако на резиновом рафте или деревянной лодке в сопровождении опытного гида такой сплав может стать доступным для каждого, и, несомненно, станет приключением, которое вы вряд ли забудете. Особенно популярными являются быстрые реки в северной Карелии в районе Руунаа (Ruunaa), но столь же увлекательным может стать и сплав в районе Куусамо и особенно в Лапландии. А, например, плавание вдоль берегов Швеции по рекам Торнио и Муонио откроет для вас тысячи километров воды просто предназначенных для потрясающих прогулок на каноэ.

Прибрежные круизы

Пожалуй, один из наиболее спокойных вариантов для знакомства с многочисленными архипелагами, острова которых разбросаны по прибрежным водам Финляндии, — это путешествие на корабле. Круизные лайнеры всевозможных видов и размеров курсируют по финским заливам в течение всего года, и Вы всегда можете выбрать подходящий для себя вариант, будь то однодневные поездки в Россию, Эстонию, Латвию, Германию, Данию и Швецию, или же знакомство с природными богатствами финского побережья.

Из Хельсинки и Турку, так же как и из небольших прибрежных городов Котка, Пори, Нантаали, Вааса, Раахе и Оулу можно отправиться в плавание по островам и соседним населенным пунктам. Вы сможете выбрать наиболее понравившееся вам судно из большого разнообразия предложений, включающих в себя как весьма современные корабли, так и суда с продолжительной историей, которой, несомненно, они гордятся. Например, вы можете отправиться в небольшой круиз из Хельсинки на малом пароме до острова Пихлаясаари (Pihlajasaari) или до острова-крепости Суоменлинна (Финской крепости), где солнечный день прекрасно провести на пикнике или за осмотром достопримечательностей. Из Турку отправляются прибрежные круизные лайнеры через острова до Наантали, где находится летняя резиденция президента Финляндии и парк развлечений Муми-долина. Из обоих городов можно отправиться в круиз до популярного города Марианхамина, что на Аландских островах, причем популярен он не только в силу того, что является беспошлинной зоной. Также в случае необходимости можно без каких-либо неудобств (за исключением разве что расходов) на получение визы добраться до Санкт-Петербурга, или по Балтийскому морю до Таллинна.

Круизы по внутренним водам

Туристы, путешествующие по Финляндии, довольно скоро осознают, что территория этой страны на 10% покрыта водой, поэтому куда бы Вы ни отправились, складывается такое впечатление, что города и деревни строятся исключительно по берегам озер. И действительно, система озер Саимаа, крупнейшая во всей Европе, тянется от Лаппеенраанты на юге до Исалми на западе и Нурмеса (Nurmes) на востоке, покрывая почти 4,5 тысячи км2. Как и многие другие озера в восточной и центральной Финляндии, озера в системе Саимаа связаны между собой каналами, наиболее мощным из которых является канал Саимаа, соединяющий всю систему с Финским заливом и проходящий через Выборг в России. Саимаа также связана с Куопио в регионе Саво, который, в свою очередь, имеет сообщение с портом Ханко на Балтийском море.

По водам озер Сайма и Пайянне курсирует множество судов, часть из которых были построены почти сто лет назад. На этих очаровательных старых кораблях с латунными деталями и деревянными палубами всегда предлагают размещение, обеды и легкие закуски. Поездка может длиться всего пару часов или целый день, а иногда даже и несколько суток — такое путешествие просто идеально для знакомства с Финляндией.

На внутренних водах разработано множество интереснейших маршрутов на ваш выбор, включая путешествие из Нурмеса, расположенного в северной части озера Пиелинен (Pielinen), через бухты Карелина (Karelina) и порты Лиекса (Lieksa) и Йоэнсуу (Joensuu) к древнему городу Савонлинна, минуя на расстоянии видимости крепость Олавинлинна. Из Савонлинна есть организованные туры в Куопио, самые длительные пассажирские туры по внутренним водам страны. Во многих городах вы увидите старинные пароходы, соединяющие Лахти и Хейнола с Ювяскюля, а далее из Тампере плывущие по Поэтическому Пути до Руовеси (Ruovesi).

Water Activities & Boating

photo © Visit Finland

Considering Finland is 10% water (there are 188,000 lakes), it should come as no surprise that watersports and water based activities are so popular here. Off the coast of Finland there are an astounding 30,000 islands scattered among the archipelagos, making its coastal waters a haven for sailors and boaters, and cruises, both inland and offshore, are an excellent and convenient way of experiencing the country’s unique beauty.

Sailing and Boating in Finland

Sailing in the Baltic can be challenging for sailors for a number of reasons. To begin with there are the archipelagos of islands big and small, the skerries, and the channels between where rocks and reefs may lie just beneath the surface. Then there is the matter of unpredictable, and often very little wind, and the lack of any real current. Sailors enjoy pitting their skills against these factors, but perhaps the real attraction of sailing in the Baltic is the incredible beauty of these waters, especially in the areas which are National Parks.

There are three National Parks in the waters off Finland, the largest being the Archipelago National Park which covers some 500 square kilometres, and which forms the core area of the large Archipelago Sea Biosphere Reserve, established by UNESCO in 1994 to promote sustainable development, and research on interdependency between man and the nature. It also is a part of the PAN Parks network, which ensures that you are visiting the best of Europe’s wilderness. A PAN Park offers real wilderness with outstanding nature and high quality tourism facilities, well balanced with wilderness protection and sustainable local development. To navigate these waters you’ll need up-to-date charts, which you can get from the Finnish Maritime Administration.

Further west, the avid boater can enjoy the smaller, just 52 square kilometres, Ekenäs Archipelago National Park in the Gulf of Finland, a part of the delightful Nyland archipelago. It includes three out of the four archipelago zones: inner and outer archipelago, and the open sea. Almost 90% of the park consists of water areas, and it has no other land areas but islands, such as Älgö, Fladalandet, Modermagan and Jussarö.

The Eastern Gulf of Finland National Park includes the outer archipelago of the easternmost coastal municipalities. The hundred islands and islets of the park are scattered onto a large open sea area, which is 60 kilometres wide, and far from the mainland or the inhabited islands. Eastern Gulf of Finland National Park is included in the network of the most important protected areas in the Convention on the Protection of the Marine Environment of the Baltic Sea Area.

Off the western coast of Finland is the remarkable Kvarken Archipelago, a collection of wilderness-like islands among a labyrinthe of rocks and islets. In 2006 it was added to UNESCO World Heritage List.

Of course, you won’t need to take to the seas to enjoy sailing or boating in Finland. 10% of the country is covered in water, and Central Finland is dominated by the Saimaa lake system, which is the largest water system in Europe covering a total area of 4,400 square kilometres, 1,700 square kilometres of which are waters. The coastline of the Saimaa lakes is 15,000 kilometres, and there is 3,000 kilometres of sailing routes here, with 70 ports and harbours where you can dock. Further north, in the Savo region, is Kuopio amid another network of lakes, the largest of which is Lake Kallavesi. New waterways have been developed in this region, chief among them the 90 kilometre Tahko Boating Route which connects Kuopio and the holiday resort of Tahko.

Canoeing and Kayaking

One of the best ways to enjoy Finland’s unique scenery and nature is to travel through the country’s abundant waterways and water routes. Moving silently across the waterways allows the visitor to encounter much of Finland’s amazing fauna that would be spooked by noise, including the rare and protected Saimaa seals in their natural habitat. And of course travelling by canoe or kayak is an environmentally friendly and ecologically sustainable means of getting around.

The inland waterways are not the only places where kayakers and canoeists can enjoy themselves, the Baltic Sea is also a perfect environment to explore thanks to thousands of islands and islets that make up the numerous archipelagos stretching from Finland’s border with Russia all the way around the coast to the Kvarken Archipelago in the Gulf of Bothnia. These waters are popular because the Baltic has little or no current, and high winds here are very rare indeed. However, the archipelagos are a maze, so good charts are necessary for longer journeys.

Shooting the Rapids

Although Finland is a fairly flat country, with no real mountain range to speak of, there are still excellent opportunities for whitewater rafting and shooting the rapids. This is because during the winter there can be a metre or more of snow lying on the ground, and come the months of April and May all this snow melts and the rivers surge to the sea. This is especially true of the northern parts of the country.

Taking on these whitewaters in a canoe or in a kayak is not recommended, unless you are an expert, but in a rubber raft or in a wooden boat with an experienced guide this will be a thrill you’re unlikely to forget. In northern Karelia the rapids through Ruunaa are very popular, but there are similarly exciting experiences to be had in the Kuusamo region, and especially in Lapland. Running along the border with Sweden, for example, you’ll find the Tornio and Muonio rivers which provide hundreds of kilometres of wonderful canoeing opportunities.

 

Coastal Cruises

One of the most relaxing ways of exploring the many archipelagos whose islands are scattered around the coastal waters of Finland is from the deck of a ship. Cruise ships of every size and kind pass through Finnish harbours throughout the year, whether you’re looking for a day away exploring Russia, Estonia, Latvia, Germany, Denmark or Sweden, or whether you want to experience the natural beauty of Finland’s coast.

In the large coastal cities of Helsinki and Turku, as well as the smaller towns of Kotka, Pori, Nantaali, Vaasa, Raahe, and Oulu, trips around and through the islands, as well as cruises to neighbouring cities and towns, are available on a wide variety of boats, some the very essence of modernity, and others bearing a long and proud history. For example, you can take a quick cruise from the harbor of Helsinki, on small ferries around the town, to the island of Pihlajasaari or to the island fortress of Suomenlinna, where you can spend a sunny afternoon picnicing or exploring the ancient sea fortress. From Turku there are coastal cruises among the islands and to Naantali, where the Finnish President’s summer residence is located, and which is home to Moominland. From both cities cruises to Mariehamn in the Åland archipelago are popular, and not just for it’s tax-free status! It’s also possible to sail to St. Petersburg without the necessity, and inconvenience (not to mention expense), of getting a visa, or across the Baltic to Tallinn.

 

Cruises on Inland Waterways

Travellers visiting the Finnish interior become quickly aware that 10% of this verdant country is water, wherever you go it seems that the cities, towns and villages are built by the edge of a lake. Indeed, the Saima Lake system is the largest of it’s kind in Europe, and extends from Lappeenranta in the south to Isalmi in the west and Nurmes in the East, covering almost 4.5 square kilometres. Like many other lakes in eastern and central Finland, the lakes in the Saimaa system are connected by canals, the most extensive of which is the Saimaa Canal which connects the system to the Gulf of Finland, via Vyborg in Russia. Saimaa is also connected to Kuopio in the Savo region, which in turn is connected to the port of Hanko on the Baltic coast.

There are dozens of steam vessels serving the waterways of the Saimaa lake area and Lake Päijänne, many of which were built as long as one hundred years ago. These charming, old world vessels, with their brass fittings and wooden decks, often offer accommodation, and always provide meals or refreshments on board. Expeditions can last from a couple of hours, a full day of travel, or even several days, and ideal for exploring inland Finland.

There are many routes to choose from, including Nurmes in the northern part of Lake Pielinen via the Karelina harbours and ports of Lieksa and Joensuu to the ancient town of Savonlinna, past the eyecatching Olavinlinna fortress. From Savonlinna there are tours to and from Kuopio, the longest passenger ship route on the inland waterways. In many ports you’ll come across old time steamships, for example lake steamers connect Lahti and Heinola with Jyväskyla, and from Tampere you follow the Poet’s Way on your way to Ruovesi.